Методика уровень притязаний

Исследование уровня притязаний Задание 38. Исследование уровня притязаний Цель исследования: определить уровень притязания личности, используя, моторную пробу Шварцландера. Материал и оборудование: бланк с четырьмя прямоугольными секциями, каждая из которых методика уровень притязаний из маленьких квадратов, размер стороны которых равен 1,25 см, ручка, секундомер. Процедура исследования Исследование проводится в паре, состоящей из экспериментатора испытуемого. Задание дается как тест на моторную координацию, об истинной цели исследования испытуемый не должен знать вплоть до окончания исследования. Экспериментатор должен удобно усадить испытуемого за хорошо освещенный стол, дать бланк с четырьмя прямоугольными секциями, ручку и провести исследование, состоящее из четырех проб, давая инструкции и отмечая время их выполнения с помощью секундомера. В каждой пробе дается задание проставить крестики в максимальное количество квадратов одной из прямоугольных секций за определенное время. Перед каждой пробой испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить крестиками, расставляя их по одному в каждом квадрате за методика уровень притязаний секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первой прямоугольной секции. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по сигналу экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных крестиков и записывает это количество в нижней методика уровень притязаний ячейке прямоугольной секции. Важно, чтобы количество предполагаемых и реально заполненных квадратов записывал сам испытуемый. Инструкция испытуемому: «Вам необходимо за 10 секунд проставить как можно большее количество крестиков в квадраты данной прямоугольной секции. Прежде, чем начать работу, методика уровень притязаний, сколько квадратов Вы сможете заполнить. Запишите это методика уровень притязаний в верхней методика уровень притязаний ячейке этой прямоугольной секции. Расставляйте крестики в квадраты по сигналу. Если да, то «Начали! » Вторая проба проводится по той же схеме, что и первая. Перед ее началом дается такая инструкция: «Подсчитайте количество заполненных Вами квадратов и запишите свой результат в нижнем прямоугольнике первой секции. После этого подумайте и определите, сколько Вы расставите крестиков в следующей таблице. Запишите это число в верхней большой ячейке второй прямоугольной секции». На третьей пробе время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. После ее проведения точно так же проводят четвертую пробу. Дата, фамилия, имя, отчество испытуемого и экспериментатора заполняются с обратной стороны бланка после проведения всех проб данного исследования. Там же помещается самоотчет испытуемого. В самоотчете записывают не только самочувствие испытуемого, но и его оценку исследования. Для этого задаются вопросы: «Понравилось методика уровень притязаний Вам исследование? » «Хотели бы Вы еще раз принять участие в подобного рода исследовании? » «Чем Вы руководствовались при определении Ваших возможностей в расстановке крестиков в квадраты? » Обработка результатов Цель обработки результатов — получить среднюю величину целевого отклонения, методика уровень притязаний основании которого определяют уровень притязаний испытуемого. Целевое отклонение ЦО — это разность между количеством графических элементов крестиковкоторые испытуемый намечал расставить, и реально расставленным количеством элементов. Они отмечаются на бланке каждым испытуемым самостоятельно в графах «УП» и «УД». При этом «УП» — это число, находящееся в верхней большой ячейке той или иной методика уровень притязаний секции, а «УД» — в нижней. Целевое отклонение подсчитывают по формуле УП 2, УП 3 и УП 4 — величины уровней притязаний в расстановке крестиков в квадраты каждой из 2-ой, 3-ей и 4-ой проб; УД 1 УД 2, УД 3 — величины уровня достижения в 1-ой, 2-ой и 3-ей пробах соответственно. Анализ результатов Уровень притязаний является важным структурообразующим компонентом личности. Это достаточно стабильное индивидуальное качество человека, которое характеризует: во-первых, уровень трудности намечаемых задач, во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия методика уровень притязаний зависимости oiпереживаний успеха или неуспеха предыдущих действий, е третьих, желаемый уровень самооценки личности. В предлагаемой методике уровень притязаний определяется по целевому отклонению, то есть по различию между тем, что человек наметил выполнить за определенное время, и тем, что он в действительности выполнил. Исследование позволяет выявить уровень и методика уровень притязаний, иначе реалистичность, притязаний испытуемого. Уровень притязаний связан с процессом целеполагания и представляет собой степень локализации цели в диапазоне трудностей. Адекватность притязаний указывает на соответствие выдвигаемых целей и возможностей человека. Для определения уровня и адекватности притязаний можно использовать следующие стандарты. ЦО Уровень притязаний 5 и более нереалистично высокий 3-4. Если у человека высокий нереалистичный уровень притязаний, то, как правило, он методика уровень притязаний фрустрированностью, требовательностью методика уровень притязаний окружающим, экстрапунитивностью. Лица с таким уровнем притязаний ипохондричны испытывают трудности в реализации собственных жизненных планов. Умеренный уровень притязаний характерен для испытуемых, уверенных в себе, общительных, не ищущих самоутверждения, настроенных на успех, рассчитывающих меру своих сил и самоизмеряющих свои усилия с ценностью достигаемого. Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий методика уровень притязаний ближайшем времени и соотнесение их с перспективой. Неадекватность уровня притязаний может приводить к дезадаптивному поведению, неэффективности какой-либо деятельности, методика уровень притязаний затруднениям в межличностных отношениях. Занижение уровня притязаний, развивающееся вследствие дефицита социально значимого успеха, может вызывать снижение мотивации, неуверенность и глобальную боязнь трудностей. Коррекция уровня методика уровень притязаний должна быть направлена на согласование представлений о желаемом результате с возможностями и способностями человека. Закрепление этого согласования в конкретной успешной деятельности повышает адекватность уровня методика уровень притязаний.